Фолклендская война

Примечания

  1. . РИА Новости. Дата обращения 10 июля 2011.
  2. . lenta.ru. Дата обращения 10 июля 2011.
  3.  (недоступная ссылка). Penguin News (12 июня 2012). Дата обращения 12 июня 2012.
  4.  (недоступная ссылка). Penguin News (30 августа 2012). Дата обращения 10 сентября 2012.
  5. . MercoPress, South Atlantic News Agency (26 ноября 2012). Дата обращения 27 ноября 2012.
  6.  (недоступная ссылка). Penguin News (1 ноября 2012). Дата обращения 1 ноября 2012.
  7.  (исп.). GEL/Nuevohacer (2000). — «
    Оригинальный текст (исп.)

    De este modo, a lo largo de 47 años (1764-1811) España ocupó ininterrumpidamente las islas perfeccionando sus derechos. English: In this way, during 47 years (1764-1811) Spain uninterruptedly occupied the islands, perfecting its rights.

    ». Дата обращения 4 сентября 2012.

  8. .
  9. , ut at the very least, Jewitt had publicly claimed possession in the name of Argentina, whose government could later confirm or deny his claim. The government would confirm Jewitt’s claim, p. 21—25.
  10. Argentine diplomatic protest for the occupation of the Malvinas in 1833
  11. , p. 34.
  12. Luna, Félix (англ.)русск.. Los conflictos armados (неопр.). — Buenos Aires: La Nación, 2003. — С. 12—17. — ISBN 950-49-1123-4.
  13. ↑ . British Foreign & Commonwealth Office (FCO) (март 2012).
  14. United Kingdom Mission to the United Nations (10 February 2012).. Пресс-релиз. Проверено 27 July 2013.

Примечания

Комментарии
  1. Без них операция Великобритании была бы невозможна — утверждают авторы Шант К., Бишоп К. Авианосцы. — М., 2006. — С. 7.
  2. Тревога профессионалов и общественности была вызвана тем обстоятельством, что «Шеффилд» был эсминцем нового класса, специально предназначенного для защиты авианосной группы от крылатых ракет. При этом он затонул несмотря на то, что боевая часть ракеты не взорвалась (причиной гибели корабля стали механические повреждения и пожары, вызванные ракетным топлпивом).
  3. Британия принимала все возможные меры к тому, чтобы прекратить поставки «Экзосет» в Аргентину. В частности, Маргарет Тэтчер добилась от президента Франции санкции на прекращение поставок ракет в соответствии с контрактом. Британские агенты тщательно следили за тем, чтобы Аргентина не могла купить ракеты на свободном рынке.
  4. Девять из них были сбиты «Харриерами», два — корабельными ЗРК, два — непосредственным огнём с кораблей, один — «Стингером» с земли. Согласно воспоминаниям Дж. Вудворда, особо отличился вольнонаёмный менеджер корабельного буфета «Ардента», ветеран британской армии Джон Лик. В момент, когда корабль был охвачен пламенем, а расчёт зенитного автоматического орудия погиб, он пробрался к орудию и открыл огонь, подбив «Скайхок», который позже разбился при вынужденной посадке.
Источники
  1. Fremont-Barnes G. The Falklands 1982: Ground operations in the South Atlantic (Osprey Campaign № 244), p. 20.
  2. Fremont-Barnes G. The Falklands 1982: Ground operations in the South Atlantic (Osprey Campaign № 244), p. 19.
  3. . National Turk. Дата обращения 4 августа 2017.
  4. Сто великих битв. — М., «Вече», 2001. — С. 521—527.
  5. Almost Total Exclusion. // Jon Guttman. Defiance at Sea. — L.: Cassell, 1999 (Repr. 1995.). — P. 170—181. — ISBN 0-304-35085-0.
  6. Оказали «помощь» // «Известия», № 214 (20195) от 2 августа 1982. — С. 4.
  7. «The Washington Post» от 01.08.1982
  8. Вудворд С. Фолклендская война. Мемуары командующего Фолклендской ударной группы. — Симферополь: Доля, 2005. — С. 234, 257, 329, 349.
  9. Ответные меры правительства // «Известия», № 183 (20164) от 02.07.1982. — С. 4.
  10. Вудворд С. Фолклендская война. Мемуары командующего Фолклендской ударной группы. — Симферополь: Доля, 2005. — С. 313—340.
  11. Пленные или заложники? // «Известия», № 194 (20175) от 13.07.1982. — С. 4.
  12. Вудворд С. Фолклендская война. Мемуары командующего Фолклендской ударной группы. — Симферополь: Доля, 2005. — С. 399.
  13. Вудворд С. Фолклендская война. Мемуары командующего Фолклендской ударной группы. — Симферополь: Доля, 2005. — С. 382.
  14. Неуклюжие увёртки // «Известия», № 110 (20456) от 20 апреля 1983. — С. 4.
  15. Потери Аргентины // «Красная Звезда», № 155 (17842) от 7 июля 1982. — С. 3.
  16. Sir Lawrence Freedman. The Official History of the Falklands Campaign, Vol. II, p. 493.
  17.  (исп.). Clarin.com. Дата обращения 4 августа 2017.
  18. ↑ Duncan Anderson. The Falklands War 1982. Essential Histories. Osprey Publishing, Oxford, 2002. ISBN 1-84176-422-1
  19. Мины на полях // «Известия», № 244 (20225) от 1 сентября 1982. — С. 4.
  20. Жуков С. Опыт разминирования местности в условиях локальных военных конфликтов // «Зарубежное военное обозрение», № 6 (615), 1998. — С. 14—19.
  21. Juan Carlos Ruan, Jill E. Macheme.  (англ.). Landmines in Latin America. Дата обращения 20 сентября 2015.
  22. . Дата обращения 20 сентября 2015.
  23.  (англ.) (2 May 2015). Дата обращения 20 сентября 2015.
  24. . falklands.info. Дата обращения 4 августа 2017.
  25.  (исп.). Argentine Senate. — «La Nación Argentina ratifica su legítima e imprescriptible soberanía sobre las Islas Malvinas, Georgias del Sur y Sandwich del Sur y los espacios marítimos e insulares correspondientes, por ser parte integrante del territorio nacional.».

Начало конфликта[править]

Файл:ComandosAnfibios-Marines.jpg Разоружение пленных британских солдат, 2 апреля 1982 года

2 апреля 1982 года аргентинский десант высадился на островах и вынудил капитулировать находившийся там небольшой гарнизон британских морских пехотинцев. Аргентинское руководство надеялось, что Великобритания, поставленная перед фактом утраты островов, смирится с этим и не станет организовывать дорогостоящую военную операцию. Однако реакция британцев оказалась совершенно противоположной. В Южную Атлантику немедленно было отправлено крупное военно-морское соединение с целью возврата островов. Неготовность Аргентины к ведению настоящей войны оказалась решающим фактором, предопределившим исход кампании.

На Фолклендах были размещены две аргентинские пехотные бригады, занимавшие стационарные оборонительные позиции и почти не имевшие боевой техники. После введения британцами блокады островов, осуществлявшейся подводными лодками, возникли значительные трудности со снабжением гарнизона. Единственная бетонированная взлётно-посадочная полоса на Фолклендах была слишком короткой для реактивных боевых самолётов. Поэтому основная часть аргентинской авиации на протяжении войны была вынуждена действовать с континентальных авиабаз. После долгого перелёта у самолётов топлива оставалось лишь на один заход по британским кораблям; это практически исключало возможность ведения аргентинскими пилотами воздушных боёв.

Британцы также столкнулись со значительными трудностями в ходе кампании. некоторые военные эксперты полагали, что операция по возврату островов (получившая официальное название «Corporate») обречена на провал. Ключевую роль при её проведении сыграла американская военная база на острове Вознесения в центральной части Атлантического океана, предоставленная британской авиации для базирования. Единственными боевыми самолётами, пригодными для использования с двух британских авианосцев, были примерно три десятка «Си Харриеров», впоследствии усиленные несколькими штурмовиками «Харриер». Они должны были играть роль перехватчиков и истребителей-бомбардировщиков, обеспечивая авиационную поддержку в ходе десантной операции.

25 апреля британские силы высадились на острове Южная Георгия, находившемся на большом удалении от Фолклендов и также захваченном аргентинцами. Британцы почти не встретили сопротивления, аргентинский гарнизон быстро капитулировал.

Воздушно-морская фаза

Начало боевых действий

Основная статья: Операция Black Buck

Основные боевые действия в районе Фолклендов начались 1 мая 1982 года, когда британская стратегическая и корабельная авиация подвергла бомбардировке аргентинские позиции в районе Порт-Стэнли, а аргентинская авиация впервые попыталась атаковать флот противника.

2 мая британская атомная подводная лодка потопила аргентинский крейсер «Генерал Бельграно», в результате чего погибло 323 человека — это была самая большая потеря Аргентины за всю войну. После этого аргентинский военно-морской флот получил приказ вернуться в свои базы и до окончания боевых действий более никак не проявил себя. По утверждениям аргентинской прессы, подводная лодка «Сан-Луис» продолжала действовать до 11 мая, но ни одной успешной атаки не произвела, и даже ни одного пуска торпеды англичанами обнаружено не было.

Главная надежда аргентинцев была возложена на штурмовики «Супер Этандар» с новейшими противокорабельными ракетами «Экзосет» французского производства. 4 мая такой ракетой был тяжело повреждён новейший эсминец «Шеффилд» (впоследствии затонул), что стало серьёзным потрясением для британской общественности. Однако у аргентинцев было всего пять ракет «Экзосет» в варианте воздушного базирования. Следует упомянуть об утверждениях о повреждении бомбами авианосца «Инвинсибл» одним из «Супер Этандаров», что дало основание аргентинским газетам с небывалой помпой возвестить о его гибели (хотя даже его повреждение не подтверждает ни один независимый источник).

Затишье

Бомбардировщик «Вулкан» возвращается из боевого вылета. 18 мая 1982 года

После 4 мая в боевых действиях наступил двухнедельный перерыв, хотя имели место отдельные стычки на море и в воздухе. Ночью 15 мая подразделение британского спецназа SAS атаковало аргентинский аэродром на острове Пеббл и уничтожило 11 самолётов.

В этот же период англичане были вынуждены искать морские мины на путях предстоящего следования десантной группы с помощью посылки «наименее ценного» фрегата «Алакрити», который рисковал быть взорванным (подготовка минных тральщиков была закончена лишь 27 мая). Однако мин обнаружено не было. Сдвиг сроков высадки был чреват высокими рисками из-за ухудшения погоды в зимний период. Выполняя это задание, «Алакрити» наткнулся на аргентинский транспорт «Isla de los Estados», перевозивший топливо для аргентинских сил, и потопил его.

Одновременно продолжались переговоры о возможном урегулировании конфликта при посредничестве ООН. В ответ на экономические санкции со стороны нескольких западноевропейских государств, правительство Аргентины приняло декрет о запрете с 01.07.1982 на полёты в страну авиакомпаний тех стран, правительства которых приняли антиаргентинские экономические санкции: западногерманской «Люфтганзы», французской «Эр-Франс», голландской КЛМ, скандинавской САС, а также английской авиакомпании «Бритиш Каледониан».

К началу 20-х чисел мая 3-я бригада специального назначения Королевской морской пехоты (3-я бригада СпН КМП) Великобритании уже готовилась к высадке на Фолклендах, а в пути к островам находилась 5-я воздушно-десантная бригада (5 Airborne Brigade).

Потери сторон

Обломки сбитого британского истребителя «Си Харриер»

Соединённое Королевство
  • 258 человек убитыми (включая 3-х островитян)
  • 2 фрегата (HMS Ardent (англ.) и HMS Antelope)
  • 2 эсминца (HMS Sheffield и )
  • 1 контейнеровоз «Атлантик Конвейер (англ.)» (Atlantic Conveyor)
  • 1 десантный корабль (Sir Galahad (англ.))
  • 1 десантный катер (Foxtrot 4)
  • 24 различных вертолёта
  • 10 самолётов «Си Харриер» и «Харриер GR.3»

Кроме того, «серьёзные повреждения» получили 3 эсминца, 2 фрегата, 1 десантный корабль.

Аргентина

649 человек убитыми и пропавшими без вести в ходе боевых действий (в том числе 19 пилотов).

  • Сразу после окончания войны в советской газете «Красная звезда» было опубликовано коммюнике министерства обороны Аргентины, где говорилось о том, что в плен попало 535 солдат. По британским данным, в одном только сражении при Гус-Грин было пленено около 1000 аргентинских военнослужащих. Международный комитет Красного Креста с мая по июль 1982 года зарегистрировал свыше 11 000 пленных аргентинских военнослужащих, аналогичная цифра приводится в современном аргентинском источнике.
  • Крейсер «Генерал Бельграно» (General Belgrano)
  • 1 подводная лодка (Santa Fe)
  • 1 сторожевой катер (PNA Islas Malvinas)
  • 4 транспортных судна (Río Carcarañá, Bahía Buen Suceso, Isla de los Estados и Yehuin)
  • 1 рыболовный траулер, использовавшийся для разведки (ARA Narwal (англ.))
  • 22 штурмовика A-4 Skyhawk — примерно 25 % всего парка.
  • 11 истребителей-бомбардировщиков Dagger.
  • В общей сложности Аргентина потеряла около 100 самолётов и вертолётов.

Противостояние

19 марта 1982 года на необитаемый остров Южная Георгия (800 километров от Порт-Стэнли) высадились «рабочие» и подняли над островом флаг Аргентины. Когда у побережья появился транспорт с 20 английскими моряками, «рабочие» открыли по нему огонь. Оказалось, на острове орудовали переодетые в гражданское бойцы «Бузо Тактико» — группы боевых пловцов аргентинских ВМС. Губернатор Фолклендов Рекс Хант потребовал от Буэнос-Айреса немедленно вывести военных с острова. Ответ премьер-министра Аргентины был равносилен объявлению войны: «Аргентинцы находятся на аргентинской территории и продолжат пребывать там под защитой аргентинского правительства». 2 апреля 1982 на Восточный Фолкленд был высажен десант под командованием Марио Менендеса. Он взял Порт-Стэнли, не пролив ни капли крови. Губернатор Хант приказал охранявшим город 80 английским морпехам сложить оружие. Между территорией Аргентины и архипелагом был установлен воздушный мост, по которому на острова перебросили более 10000 солдат. По приказу хунты название Фолкленды сменили на Мальвины, а Порт-Стэнли переименовали в Пуэрто-Аргентино. 7 апреля 1982 года губернатором захваченных островов стал генерал Менендес.

Развязка

После поражения Аргентины в войне Леопольдо Галтьери недолго оставался диктатором. Революция в Аргентине 1983 года привела к власти новое правительство. Объявившее бывшего главу хунты «поджигателем Фолклендской войны». Он получил 12 лет тюрьмы. Авторитет же Маргарет Тэтчер в глазах подданных британской короны неизмеримо вырос. «Война проверила Железную леди на прочность. Пройденное испытание показало, что она выкована из металла высшего качества, который не гнётся, не ломается и подходит для решения любых задач», — писали английские газеты. К 1990 году дипломатические отношения между Англией и Аргентиной были восстановлены. Однако британский гарнизон на Фолклендах возрос до 1650 солдат, четырёх кораблей и шести боевых самолётов. Столкновение 1982 года несколько разрядило обстановку, но не свело напряжённость к нулю. Буэнос-Айрес по-прежнему предъявляет права на архипелаг, а Лондон заявляет о его «вооружённой защите». Возможно, именно это возвращение конфликта к исходной точке побудило аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса назвать Фолклендскую войну «битвой двух лысых за расчёску».

Метки: Англия, война, Тайны 20 века, остров, Атлантика, конфликт, Фолклендская война,

Кризис

В июне 1770 года испанский губернатор Буэнос-Айреса Букарели направил пять фрегатов под командованием генерала де Мадарьяга в Порт-Эгмонт, где они высадили около 1400 морских пехотинцев и артиллерию. Коммандер Джордж Фрамер, во главе небольшого британского отряда охранявший форт, в ответ на письмо де Мадарьяга ответил, что намерен защищаться в меру своих сил, но когда испанцы открыли огонь, сделал два номинальных выстрела из пушки и капитулировал. Британское имущество было описано, а им самим было позволено вернуться домой на борту Favourite.

На открывшейся ноябрьской сессии Парламента депутаты были возмущены таким оскорблением национального достоинства, и потребовали от правительства Норта действий. Многие были разозлены тем, что, по их мнению, Британия не предотвратила французскую аннексию Корсики в 1768 году, и опасались повторения подобной ситуации на Фолклендах. Министерство иностранных дел «начало мобилизацию на случай возможной войны».

Среди этого шквала угроз и контр выпадов испанцы, пытаясь укрепить свои позиции, искали поддержки Франции — ссылаясь на Pacte de Famille между двумя домами Бурбонов. Некоторое время казалось, что все три страны были готовы начать войну, тем более что герцог де Шуазёль, французский военный министр и министр иностранных дел, был в воинственном настроении. Но Людовик XV испугался, сказав своему двоюродному брату Карлу III, «мой министр желает войны, но я нет». Шуазёль был отстранен от должности, удалился в своё имение, а без французской поддержки испанцы были вынуждены искать компромисса.

22 января 1771 года принц Массеран (испанский посол) зачитал декларацию, согласно которой король Испании:

Помимо этого обещания о реституции, текст договора, подписанного в Лондоне, гласит:

Эта уступка была принята эрлом Рокфордом, который от имени своего суверена заявил, что принц Массеран, будучи уполномочен Его католическим величеством

Последствия

Британцы восстановили базу в Порт-Эгмонт, хотя вопрос суверенитета островов был попросту обойдён, что стало источником будущих неприятностей. Сэмюэл Джонсон, рассматривая последствия кризиса в брошюре Thoughts on the late Transactions Respecting Falkland’s Island, освещая проблему удержания таких отдалённых островов, лежащих вблизи враждебной территории, писал: «… колония, которая никогда не сможет стать независимой, ибо не может сама себя содержать».

Кризис значительно укрепил позиции премьер-министра Великобритании лорда Норта и во время Американской войны за независимость способствовал представлению, что Франция не посмеет вмешаться в британские колониальные дела. В то же время он положил конец карьере герцога де Шуазёля, который в дальнейшем не занимал никаких серьёзных постов во французском правительстве. Однако вскоре пришедший к власти Верженн разделял точку зрения Шуазеля о необходимости возвращения британских захватов в Семилетнюю войну и восстановления баланса сил, чем создал предпосылки для участия Франции в будущей американской войне.

Сухопутная фаза

Сан-Карлос и Гус-Грин

Британский авианосец «Гермес» (фото 1982 года)

Британское командование выбрало местом высадки бухту Сан-Карлос, находящуюся на другом конце острова, где аргентинцы ожидали десанта меньше всего. 3-я бригада СпН КМП начала высадку ночью 21 мая, встретив сопротивление лишь со стороны небольшого аргентинского отряда. Однако с рассветом над Фолклендским проливом появились аргентинские самолёты — ВВС Аргентины предприняли попытку организовать массированный налёт на британские корабли в бухте. В результате был потоплен фрегат Ardent, а ряд кораблей получили повреждения. Ошибкой аргентинцев было то, что лётчики атаковали боевые корабли, прикрывавшие высадку (то есть первые же корабли, которые они видели), а не более уязвимые транспорты с войсками и десантные корабли. В этот день аргентинцы потеряли 14 самолётов.

«Супер Этандар» ВМС Аргентины. Перед эмблемой эскадрильи заметен силуэт потопленного этим самолётом контейнеровоза «Атлантик Конвейер»

В последующие дни налёты продолжались, аргентинцы продолжали терять самолёты, но потопили эсминец «Ковентри» и фрегат «Антилоуп», а также добились попаданий в десантные суда, однако бомбы не разорвались. Адмирал Дж. Вудворд впоследствии написал в своих воспоминаниях, что после этих потерь он мысленно допустил возможность поражения, однако к тому моменту у Аргентины не осталось достаточного количества исправных самолётов для продолжения массированных налётов. Свою роль также сыграли частые сбои при дозаправке в воздухе, что уменьшало количество аргентинских самолётов, ведущих одновременную атаку.

25 мая аргентинцы добились своего наибольшего успеха, когда лётчик Роберто Курилович повредил «Экзосетом» контейнеровоз «Атлантик Конвейер». Через несколько дней судно затонуло вместе с вертолётами CH-47 и оборудованием для создания взлётно-посадочной полосы на захваченном плацдарме. Тем временем 3-я бригада специального назначения надёжно закрепилась на плацдарме и была готова к дальнейшим действиям.

28 мая 2-й батальон Парашютного полка (Parachute Regiment, или PARA), подойдя к населённым пунктам Дарвин и Гус-Грин, атаковал расположенный там аргентинский гарнизон. После ожесточённого боя гарнизон капитулировал. Тем временем другие подразделения 3-й бригады специального назначения совершали пеший переход через весь Восточный Фолкленд к Порт-Стэнли. Некоторые подразделения 5-й воздушно-десантной бригады высаживались с десантных кораблей в районе Порт-Стэнли. При этом 8 июня два разгружавшихся в Блафф-Коув десантных корабля были замечены аргентинцами в дневное время и вне прикрытия ПВО флота (что произошло из-за позднего прибытия десантных катеров и решения бригадного командования дождаться катеров вместо разгрузки непосредственно с десантных кораблей). В результате авианалёта погибло около 50 военнослужащих, а десантный корабль «Сэр Галахэд» впоследствии пришлось затопить из-за полученных им повреждений. Тем не менее, к концу первой декады июня две британские бригады блокировали аргентинцев в районе Порт-Стэнли и были готовы штурмовать оборону.

Порт-Стэнли

Британские парашютисты охраняют пленных аргентинцев. Порт-Стэнли, 17 июня 1982 года

В ночь на 12 июня 3-я бригада СпН КМП пошла в атаку на занятые аргентинцами высоты Маунт-Гарриет, Ту-Систерз и Маунт-Лонгдон. К утру все высоты были заняты, хотя не во всех случаях это оказалось легко. В ночь на 14 июня наступил черёд 5-й воздушно-десантной бригады. Её целями были высоты Маунт-Тамблдаун, Уайрлесс-Ридж и Маунт-Уильям. Несмотря на недостаточную подготовку, уэльские и шотландские стрелки выполнили свои задачи, а батальону гуркхов даже не пришлось вступить в бой.

Поскольку Порт-Стэнли был осаждён без какой-либо надежды на деблокирование, а позиции войск обстреливались британской корабельной артиллерией, командованию аргентинского контингента на Фолклендах не оставалось ничего, кроме капитуляции, что и произошло 14 июня. Великобритания вернула себе Фолклендские острова. Официально война была завершена 20 июня, когда британские силы высадились на Южных Сандвичевых островах.

В плен попали 11 тыс. аргентинских военнослужащих, около 600 из которых оставались в Порт-Стэнли некоторое время после завершения боевых действий в качестве средства воздействия на правительство Аргентины (с целью обеспечить более приемлемые для Великобритании условия урегулирования конфликта).

Остров Вознесения

Остров Вознесения в Средней Атлантике играл решающую роль в Фолклендском конфликте 1982 года, и успех операции был бы невозможен без него. До тех пор, пока основные силы британцев не обосновались в Южной Атлантике, на острове находилась передовая база сил операции под кодовым названием OPERATION CORPORATE. Остров имел ряд важных достоинств — он был более чем на полпути к Фолклендским островам (3750 миль), имел отличные возможности для авиации и был далеко от посторонних глаз. Со времен Второй мировой войны на нем остался аэродром, который теперь должен был выполнять две основные функции — перевалочный пункт для груза и военных и база для Королевских ВВС. Длины ВПП хватало, а вот пропускную способность аэродрома пришлось увеличить. Были отремонтированы или заново построены жилые и служебные помещения для военных и персонала.

Признавая важность аэродрома на острове Вознесения для успеха всей операции, британские военные предприняли разумные меры для его защиты. В воздухе авиабазу прикрывало звено истребителей «Харриер» GR.3, а на земле был размещен мобильный радар ПВО

Проводился регулярный мониторинг воздушного и морского пространства в радиусе 160 километров.

Авиаперевозки на Вознесение и обратно осуществлялись самолетами Викерс VC-10, Локхид C-130 «Геркулес» и несколькими Шорт «Белфаст», зафрахтованными у грузовых авиакомпаний. Также много груза перевозилось самолетами ВВС США Локхид C-141 «Старлифтер», Локхид C-5 «Гэлекси» и гражданскими авиалайнерами Боинг 707.

В апреле этот военный аэродром считался самым загруженным в мире — за один день совершалось более 500 рейсов. За время кампании было выполнено около 2500 полетов на самолетах и 10600 полетов на вертолетах. Само количество перемещений самолетов создавало много проблем с планированием, например, некоторые самолеты разворачивались в воздухе, потому что прибывали самолеты с более высоким приоритетом. Интересно отметить, что в стояночных капонирах могли разместиться двадцать четыре больших самолета, а взлетно-посадочная полоса длиной 3048 метров могла обслуживать любой самолет, находящийся в эксплуатации в то время.

На остров были доставлены «Си Харриеры» и «Харриер» GR.3. Одиннадцать самолетов Локхид C-130 «Геркулес» переоборудовали для дозаправки в воздухе. Миссии самолетов-разведчиков HS.801 «Нимрод» включали в себя различные задачи наблюдения у берегов Аргентины и вокруг Фолклендских островов, каждая из которых требовала многократной дозаправки от воздушных танкеров Хэндли Пейдж «Виктор». Также «Нимродам» поручили вести наблюдение вокруг острова Вознесения. Они поддерживали полеты боевой авиации из Англии на Фолклендские острова. Из 23 самолетов «Нимрод» Королевских ВВС только 3 не принимали участие в Фолклендском конфликте.

Эта война явилась наиболее значимым эпизодом в длительной конфронтации по поводу территориальной суверенности островов.

Аргентина до сих пор считает, что имеет право на владение островами и поэтому военные действия страны характеризовались как возврат территории. А вот Великобритания, напротив, считала эти действия вторжением на свои земли, так как острова были колонизированы Англией в XIX веке.

Фолклендская война длилась недолго — 74 дня. Но за это время, аргентинцы сумели организовать на островах аэродромы, модернизировать их, доставить оборудование, вооружение и войска. Проделать большую работу для отражения атак британцев. Победить в этой войне им не удалось из-за более мощной армии противника. Великобритания вернула контроль над островами 14 июня 1982 года.

Предыстория

Ряд английских и испанских историков заявляли, что именно их исследователи открыли эти острова, что привело к претензиям с обеих сторон на основании права первооткрытия. В 1690 году английский моряк Джон Стронг, капитан корабля Welfare, прошел между двумя главными островами и назвал пролив Фолклендский канал (современный Фолклендский пролив) в честь одного из лордов Адмиралтейства, Энтони Кэри, виконта Фолкленда. Позже архипелаг получил английское название по этому проливу.

На протяжении XVII века английское правительство собиралось заявить суверенитет, но только в 1748 году — после доклада адмирала Лорда Ансона — Лондон начал уделять ему внимание всерьез. Испанские протесты против запланированной британской экспедиции создали новый дипломатический фронт, и вопрос на какое-то время был отложен

Неустойчивое равновесие могло продолжаться долго, если бы в конфликт не вмешалась третья сторона — Франция.

После Семилетней войны французы стремились улучшить свои позиции в Южной Атлантике. Луи Антуан де Бугенвиль высадился на Фолклендских островах с целью создания постоянной базы в поселении Порт-Луи (см. Французская оккупация Мальвинских островов). В 1765 году уже британцы под командованием Джона Байрона осуществили высадку на западный остров — в Порт-Эгмонт. Французам было о ней неизвестно. Уступая давлению со стороны Испании французы передали Порт-Луи (переименованный в Пуэрто-Соледад) своему ближайшему союзнику, притом что те и другие не знали о британском присутствии, пока в декабре 1769 года не были замечены несколько кораблей.

Ядерное оружие

До сих пор идут споры о наличии на борту затонувшего эсминца «Шеффилд» ядерного оружия. В сентябре 1982 года советские источники информации, близкие к разведслужбам, выступили с версией о возможном радиоактивном загрязнении вод Южной Атлантики. Были даже опубликованы фотографии спасшихся с «Шеффилда» моряков, одетых в противорадиационные комбинезоны и защитные маски.
Министерство обороны Великобритании категорически отрицало наличие ядерного оружия на эсминце в момент его гибели. И только в 2003 году Великобритания подтвердила, что на борту её кораблей в 1982 году находилось ядерное оружие. По словам официального представителя министерства обороны Великобритании, имевшиеся на борту нескольких кораблей ядерные глубинные бомбы WE.177 были перегружены на другие корабли, возвращавшиеся в Великобританию, и ни один ядерный заряд не попал в территориальные воды Фолклендских островов. Относительно возможного присутствия ядерных зарядов на борту «Шеффилда» не было дано никаких комментариев, однако представитель министерства обороны заявил, что нахождение ядерного оружия на борту какого-либо из затонувших кораблей было невозможно; также он сообщил, что об использовании ядерного оружия в конфликте не было и речи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector