Кригсмарине

[править] общие сведения

Несмотря на ограничения Версальского договора силы Кригсмарине к началу Второй мировой войны были сравнительно сильны:

Линейные корабли:

  • «Бисмарк» — введён в строй в 1940 г., потоплен в 1941 г.
  • «Тирпиц» — введён в строй в 1941 г., потоплен в 1944 г.
  • «Гнайзенау» — введён в строй в 1938 г., затоплен в 1945 г.
  • «Шарнхорст» — введён в строй в 1939 г., потоплен в 1943 г.

Тяжёлые крейсеры:

  • «Дойчланд» (переименован в 1939 г. в «Лютцов») — введён в строй в 1933 г., затоплен в 1945 г.
  • «Адмирал Шеер» — введён в строй в 1934 г., потоплен в 1945 г.
  • «Адмирал граф Шпее» — введён в строй в 1936 г., затоплен в 1939 г.
  • «Адмирал Хиппер» — введён в строй в 1939 г., потоплен в 1945 г.
  • «Блюхер» — введён в строй в 1939 г., потоплен в 1940 г.
  • «Принц Ойген» — введён в строй в 1940 г., сдался в 1945 г.
  • «Зейдлиц» — решено перестроить в авианосец, в строй не вступил
  • «Лютцов» — продан СССР в 1940 г.

Лёгкие крейсеры:

«Эмден» — введён в строй в 1925 г., потоплен в 1945 г.
«Кёнигсберг» — введён в строй в 1927 г., потоплен в 1940 г.
«Карлсруэ» — введён в строй в 1927 г., потоплен в 1940 г.
«Кёльн» — введён в строй в 1928 г., потоплен в 1945 г.
«Лейпциг» — введён в строй в 1929 г., затоплен в 1946 г.
«Нюрнберг» — введён в строй в 1934 г., в 1945 г. передан СССР.

Также имелись вспомогательные крейсеры (не менее 11), учебно-артиллерийские корабли (не менее 4), эсминцы (40), а также транспортные суда, суда снабжения, прорыватели блокады и большое число малых кораблей — миноносцев, тральщиков, охотников за подводными лодками, торпедных катеров и т. д.

К началу Второй мировой войны немцы располагали 57 подводными лодками. Во время войны в строй было введено ещё 1113 подлодок. В боевых действиях участвовали 863. Из них были уничтожены 753 субмарины (погибли около 32 тысяч подводников из 39 тысяч). Победы немецких подлодок оцениваются в 148 потопленных и 45 повреждённых военных кораблей противников; 2759 грузовых судов общим тоннажем 14 119 413 регистровых тонн.

Имелись проекты по созданию авианосцев («Graf Zeppelin»,  «Flugzeugträger B» и т. д.), но они не были реализованы.

Конечно, немецкий флот был намного слабее британского или американского.

Корабли Кригсмарине участвовали в Гражданской войне в Испании и во Второй мировой войне.

Наиболее успешной операцией Кригсмарине оказался захват Норвегии. В целом немцы явно пренебрегали флотом, главную ставку делая на авиацию. Главной своей морской силой немцы считали подводные лодки. Действительно, немецкие подлодки нанесли большой урон конвоям союзников, но не сумели сорвать эти морские коммуникации.

Вооружение

Основным вооружением субмарин Дёница были торпеды и мины, эффективность которых постоянно повышалась. Также субмарины были укомплектованы артиллерийскими орудиями 88-мм либо 105-мм калибром, ещё могли быть установлены и зенитные пушки с калибром 20 мм. Однако начиная с 1943 года артиллерийские орудия постепенно снимались, так как эффективность палубного орудия существенно снизилась, а вот опасность авиационной атаки наоборот, заставила усилить мощь зенитного вооружения. Для эффективности ведения подводного боя немецкие инженеры смогли разработать детектор радарного излучения, что позволяло избегать английских радиолокационных станций. Уже в конце войны, немцы стали оборудовать свои подводные лодки большим количеством аккумуляторов, что позволяло развивать скорость до семнадцати узлов, однако окончание войны не позволило перевооружить флот.

[править] Участие Холокосте

Ещё до войны из вермахта, в том числе из флота были уволены все евреи. Увольнялись и мишлинги 1 степени, то есть «полуевреи», но, возможно, не все. Судя по всему, некоторые мишлинге 2 степени («четвертьевреи») продолжили военную службу; во всяком случае, часть «четвертьевреев» явно продолжала служить во флоте. Причём некоторые оставленные мишлинги занимали в том числе адмиральские чины (например, Бернхард Рогге, Отто Бакенкёлер и Гюнтер Лютьенс). Командующий Эрих Редер пытался защищать мишлинге:

Гитлер, возможно, в некоторых случаях соглашался с Редером и оставлял их, тем самым опровергая собственный тезис про вредность людей с еврейскими корнями, а на деле не смог без них обойтись.

После захвата немцами 29 июня 1941 года г. Лиепае, Латвия, город стал военно-морской базой под командованием Кригсмарины. В это время в городе проживало 8 тысяч евреев. Уже 5 июля 1941 года корветтенкапитан Брюкнер издал ряд антиеврейских распоряжений. 16 июля 1941 года фригатенкапитан Ханс Кавельмахер был назначен немецким военно-морским комендантом в Лиепае, он стал просить решения «еврейской проблемы», хотя непонятно, чем оккупантам мешали евреи. «Еврейская проблема» в Лиепае «в значительной степени была решена путем казни около 1100 мужчин-евреев рижским SS». Казни продолжились, и лишь 20 евреев пережили оккупацию (11 из них благодаря Роберту Седулсу, который прятал их в погребе своего дома).

Уничтожались евреи и в других приморских городах, Кригсмарине так или иначе несло за это ответственность.

Некоторых евреев топили в море. Так, до оккупации Крита на острове проживало 400 евреев, выжило лишь двое, остальные были убиты: в июне 1944 года евреев Крита, живших там со времён Европы, в основном из города Ханья, немцы погрузили на немецкое торговое судно «Танис», которое потопили вместе с пассажирами в море.

При этом, Германия не находилась в состоянии войны с евреями, и истребление безоружных евреев, мирных жителей других стран, включая женщин и детей, никогда ничего плохого немцам не сделавших, не поддаётся рациональному объяснению.

Оборудование

Для связи с субмаринами использовались радиограммы, зашифрованные на специальной шифровальной машине «Энигма». Великобритания принимала все возможные усилия для получения этого устройства, так как расшифровать тексты по-другому не получалось, однако как только появлялась возможность выкрасть такую машину из захваченной субмарины, немцы первым делом уничтожали устройство и все шифровальные документы. Однако все-таки это им удалось после захвата U-110 и U-505, так же в руки попали и ряд зашифрованных документов. U-110 была атакована глубинными бомбами британцев в мае 1941 года, в результате повреждений субмарина вынуждена была всплыть, немцы планировали сбежать с субмарины и потопить ее, однако потопить её не успели, поэтому лодка была захвачена британцами, и в руки им попала «Энигма» и журналы с шифрами и картами минных полей. Для того, что бы тайна о захвате «Энигмы» была сохранена, из воды спасли весь уцелевший экипаж подводников, сама лодка вскоре была потоплена. Полученные шифры позволяли британцам до 1942 года быть в курсе немецких радиограмм, пока «Энигма» не была усложнена. Взломать этот шифр помог захват зашифрованных документов, находившихся на борту U-559. Она была атакована британскими эсминцами в 1942 году и взята на буксир, там же была найдена и новая вариация «Энигмы», однако субмарина начала быстро идти на дно и шифровальная машина вместе с двумя британскими матросами утонула.

Требования

Основой нацистского подводного флота были субмарины 1,2,7,9,14,23 серии. В конце 30-х годов Германия в основном строила подводные лодки трёх серий.

Главное требования к первым подлодкам — это применение субмарин в прибрежных водах, такими стали подлодки второго класса, они были просты в обслуживании, хорошо маневренны и могли погрузиться за несколько секунд, но их недостатком был маленький боекомплект, поэтому их сняли с производства в 1941 году.

Во время ведения боя в Атлантике применялась седьмая серия подлодок, разработкой которых изначально занималась Финляндия, они считались самыми надёжными, так как они были укомплектованы шноркелям — устройством, благодаря которому под водой можно было заряжать аккумулятор. Всего их было построено более семисот штук. Для ведения боя в океане использовались субмарины девятой серии, так как они имели большой радиус действия и могли без дозаправки плыть даже в Тихий океан.

Строительство

На вооружении ВМФ Германии находилось 31 боевая и учебная флотилия подводного флота. Каждая из флотилий имела четко организованную структуру. Число субмарин входящих в определенную флотилию могло, меняться. Субмарины часто выводились из состава одного подразделения и вводили в другое. Во время боевых выходов в море командованием занимался одним из командиров оперативной группой подводного флота, а в случаях очень важных операций управление на себя брал командующий подводного флота Бефельсхабером дер Унтерзееботе.

На протяжении войны Германия построила и полностью укомплектовала 1153 субмарины. Во время войны пятнадцать субмарин было изъято у противника, они были введены в «волчью стаю». Турецкая и пять голландских субмарин принимали участия в сражениях, две норвежские, три голландские и по одной французской и английской были учебные, четыре итальянских были транспортные и одна итальянская субмарина, стояла в доках.

Как правило, основными целями субмарин Дёница являлись транспортные суда противника, которые отвечали за обеспечение войск всем необходимым. Во время встречи с судном противника, действовал главный принцип «волчьей стаи» — уничтожить судов больше, чем противник сможет построить. Такая тактика приносила свои плоды с первых дней войны на огромных водных просторах от Антарктиды до Южной Африки.

Конвой фюрера

На службе у Дёница, так же находилось еще одно подразделение субмарин, получивших название «Конвой фюрера». В секретную группу входило тридцать пять субмарин. Англичане, считали что эти подводные лодки предназначались для перевозки полезных ископаемых из Южной Америки. Однако остаётся загадкой, почему в конце войны, когда подводный флот был почти полностью разрушен, Дёниц не вывел из «Конвоя фюрера» не одной субмарины.

Существую версии, что эти субмарины использовались для контроля над секретной нацистской Базой 211 в Антарктиде. Однако две из субмарин конвоя были обнаружены уже после войны возле Аргентины, капитаны которых утверждали, что перевозили неизвестный секретный груз и двух тайных пассажиров в Южную Америку. Некоторые из субмарин этого «призрачного конвоя» так и не были обнаружены после войны, да и военных документах упоминаний о них почти не было, это U- 465, U-209. Всего историки говорят о судьбе всего лишь 9 из 35 субмарин — U-534, U-530, U-977, U-234, U-209, U- 465, U -590,U-662, U863.

Карл Демиц

Летом этого же 1935 года фюрер назначает Карла Дёница командующим всеми субмаринами Рейха, на этом посту он находился до 1943 года, когда был назначен главнокомандующим ВМФ Германии. В 1939 году Дёниц получил звание контр-адмирала.

Множество операций разрабатывал и планировал лично он. Через год, в сентябре Карл становится вице-адмиралом, а еще через полтора года получает звание адмирала, в это же время он получает Рыцарский крест с Дубовыми листьями.

Именно ему принадлежит большинство стратегических разработок и идей, применённых во время подводных войн. Дёниц создал из своих подчинённых подводников новую сверхкасту «непотопляемые Пиноккио», а сам получил прозвище «Папа Карло». Все подводники проходили интенсивную подготовку, и знали возможности своей субмарины досконально.

Тактика ведения боя подводными лодками Дёница была настолько талантлива, что получила у противника прозвище «волчьи стаи». Тактика «волчьих стай» была следующей: субмарины выстраивались таким образом, чтобы одна из подводных лодок смогла обнаружить приближение конвоя противника. Нашедшая противника субмарина передавала зашифрованное сообщение в центр, и дальше она продолжала путь уже в надводном положении параллельно противнику, однако довольно удалено за ним. Остальные субмарины наводились центром на конвой противника, и они окружали его как стая волков и нападали, пользуясь численным превосходством. Такие охоты обычно велись в темное время суток.

Боевые действия

Субмарины участвовали в боевых операциях 1939-1945 года в 68 операциях. За это время субмаринами было потоплено 149 боевых кораблей противника, из них два линейных корабля, три авианосца, пять крейсеров, одиннадцать миноносцев и множество других суден, общим тоннажем 14879472 брутто-регистровые тонны.

Потопление Корейджес

Первой крупнейшей победой «волчьи стаи» стало потопление авианосца «Корейджес». Это произошло в сентябре 1939 года, авианосец был потоплен подлодкой U-29 под командованием капитан-лейтенанта Шухарта. После потопление авианосца субмарину четыре часа преследовали сопровождающие его эсминцы, однако U-29 смогла выскользнуть, почти без повреждений.

Уничтожение Ройял Оук

Следующей блистательной победой стало уничтожение Линкора «Ройял Оук». Произошло это после того как на военно-морскую базу Англии в Скала-Флоу проникла подводная лодка U-47 под командованием капитан-лейтенанту Гюнтера Прина. После этого рейда флот Великобритании пришлось на полгода перебазировать в другое место.

Победа над Арк Ройял

Очередной громкой победой подводных лодок Дёница стало торпедирование Авианосца «Арк Ройял». В ноябре 1941 года субмарины U-81 и U-205, находящиеся возле Гибралтара получили приказ атаковать британские корабли, возвращающиеся с Мальты. В ходе атаки был поражен авианосец «Арк Ройял», сначала британцы надеялись, что смогут отбуксировать подбитый авианосец, однако этого сделать не получилось, и «Арк Ройял» затонул.

Комплексы

Строительство огромной подводной флотилии подразумевало постройку комплекса оборонных сооружений. Предполагалась постройка мощных бетонных бункеров с укрепительными сооружениями для тральщиков и торпедных катеров, с наличием огневых точек и укрытий для артиллерии. Специальные укрытия также строились в Гамбурге, Киле на их военно-морских базах. После падения Норвегии, Бельгии и Голландии Германия получила дополнительные военные базы.

Так для своих субмарин нацисты создали базы в Норвежском Бергене и Тронхейме и французских Бресте, Лорьяне, Сен-Назере, Бордо.

В германском Бремене был оборудован завод по выпуску субмарин 11 серии, оборудован он был в середине громадного бункера возле реки Везер. Несколько баз для субмарин немцам предоставили и японские союзники база в Пенанге и на Малайском полуострове, так же в индонезийской Джакарте и японской Кобе был оборудован дополнительный центр для ремонта немецких субмарин.

Примечания

  1. . Дата обращения 18 января 2011.
  2. Гейзевей Э. Б. Серые волки, серое море = Grey wolf, grey sea. — Центрполиграф, 2005. — С. 112. — 300 с. — 6000 экз. — ISBN 5952418503.
  3. Белли В. А., Пензин К. В. // Боевые действия в Атлантике и на Средиземном море. 1939—1945 гг.. — М.: Воениздат, 1967.
  4. После его гибели, в «Бруммер» был переименован захваченный немцами норвежский минный заградитель .
  5. Воинское звание кандидата в офицеры, состоящего в унтер-офицерском ранге (Offizieranwärter im Unteroffizierrang), закончившего военно-морское училище и проходящего стажировку в воинских частях кригсмарине до присвоения первичного офицерского звания.
  6. ↑ Воинские звания младших унтер-офицеров (матов) в кригсмарине обозначались в соответствии с их военной специальностью (боцманы, штурманы, машинисты, фейерверкеры и т. п.):

    • Обер-маты:

      • Обер-боцманмат (Oberbootsmannsmaat)
      • Обер-штурманмат (Obersteuermannsmaat)
      • Обер-машинистмат (Obermaschinistenmaat)
      • Обер-фейерверкермат (Oberfeuerwerksmaat) и т. д.
    • Маты:

      • Боцманмат (Bootsmannsmaat)
      • Штурманмат (Steuermannsmaat)
      • Машинистмат (Maschinistenmaat)
      • Фейерверкермат (Feuerwerksmaat) и т. д.
  7. Воинское звание курсанта военно-морского училища 2-й (офицерской) ступени обучения.
  8. Воинское звание курсанта военно-морского училища 1-й (унтер-офицерской) ступени обучения.

Действия флота

  • Присутствие в водах вокруг Испании во время гражданской войны (1936—1939).
  • Битва за Атлантику (1939—1945):

    • подводная лодка U-29 топит HMS Courageous (сентябрь 1939 г.);
    • подводная лодка U-47 топит HMS Royal Oak (октябрь 1939 г.);
    • Битва у Ла-Платы: тяжёлый крейсер «Адмирал граф Шпее» затоплен (декабрь 1939 г.);
    • Датско-Норвежская операция: тяжёлый крейсер «Блюхер» потоплен (апрель — июнь 1940 г.);
    • Бой в Норвежском море: линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» топят HMS Glorious (июнь 1940 г.);
    • Сражение в Датском проливе: линкор «Бисмарк» топит HMS Hood, и в ходе последующего преследования силами британского флота через 3 дня гибнет сам (май 1941 г.);
    • Противодействие арктическим конвоям:
      • Операция «Цербер» (февраль 1942 г.),
      • Конвой QP-11: эсминцы Z-7 (в результате дальнейшего боя потоплен), Z-24 и Z-25 топят советский транспорт «Циолковский» (2847 брт), и совместно с подводной лодкой U-456 наносят критические повреждения HMS Edinburgh (195 548 унций золота на борту), приведшие к его последующему потоплению (май 1942 г.),
      • Операция «Ход конём» (июнь — июль 1942 г.),
      • Операция «Вундерланд» (август 1942 г.),
      • Бой в Баренцевом море (декабрь 1942 г.),
      • Операция «Цитронелла» (сентябрь 1943 г.),
      • Бой у Нордкапа: линкор «Шарнхорст» потоплен (декабрь 1943 г.);
    • «Чёрный май»: Германией потеряно 43 подлодки (май 1943 г.);
    • Операции Королевских ВВС Paravane, Obviate и Catechism: линкор «Тирпиц» потоплен (сентябрь — ноябрь 1944 г.).
  • Балтийское море:
  • Средиземноморский театр (до мая 1944 г.):

    • подводная лодка U-331 топит HMS Barham (ноябрь 1941 г.);
    • подводная лодка U-81 топит HMS Ark Royal (ноябрь 1941 г.);
    • подводная лодка U-557 топит HMS <i>Galatea</i> (декабрь 1941 г.);
    • подводная лодка U-73 топит HMS Eagle (август 1942 г.).
  • Рейдерство вспомогательных крейсеров:
  • Ликвидация флота (1945):
    • линкор «Гнейзенау», тяжёлые крейсера «Адмирал Хиппер» и «Лютцов», авианосец «Граф Цеппелин» — затоплены экипажем, тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер» — потоплен (март — май 1945 г.);
    • Операция «Регенбоген» — затопление флота (в том числе более 200 субмарин).

Всего подлодками потоплено 2759 торговых судна и 148 кораблей союзников, в том числе 2 линкора, 3 авианосца, 3 эскортных авианосца. В боевых походах погибло 630 подлодок Кригсмарине, 123 — в германских водах, 215 было уничтожено собственными командами, 38 списано из-за повреждений и износа, 11 переданы за границу, 153 достались союзникам.

Надводными кораблями Кригсмарине, среди прочего, были потоплены: 1 авианосец и 1 линейный крейсер Королевского военно-морского флота Великобритании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector